Эксперименты с шасси в военной авиации

Уже более 100 лет авиация ставит перед конструкторами вопросы, на которые приходится искать ответы. Иногда и вопросы ставит неординарные, и ответы бывают неожиданные.

Для чего нужен на земле самолет? Разве что для музея. Чтобы самолету стать самолетом, он должен взлететь. И частенько от него требуется сделать это по-особому. Кроме того, самолеты нуждаются в своевременном обслуживании и ремонте. Качественные услуги по обслуживанию авиационной техники в России предлагают такие компании, как КриогенАвиа.

qj5m00lq

Самолет отрывается от земли тогда, когда подъемная сила, создаваемая крылом, становится больше взлетного веса. Подъемная сила зависит от площади и профиля крыла, угла атаки и скорости набегающего потока воздуха.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) позволяет самолету набрать необходимую скорость отрыва, то есть обычный самолет «привязан» к ней. Чтобы уменьшить эту зависимость, у конструкторов есть определенные возможности.

Лучше всего поставить на самолет мощный двигатель — тогда можно уменьшить площадь крыла, разбег будет происходить энергичнее, взлетная дистанция станет короче. Да и в воздухе мощный мотор — благо.

При одинаковом взлетном весе, на машине со слабым мотором приходится увеличивать площадь крыла, применять более несущий профиль, оборудовать крыло мощной механизацией.

Зачастую это приводит к увеличению лобового сопротивления самолета, усложнению и утяжелению конструкции. А в воздухе эти дополнительные квадратные метры и килограммы становятся ненужными и даже вредными. Как можно выйти из такого замкнутого круга? История авиации знает много решений данной проблемы, некоторые из них довольно экзотические.

0mbf0m0j

Можно уменьшить взлетный вес самолета, но не за счет полезной нагрузки или запаса топлива, а за счет уменьшения веса планера самолета, например, избавившись от какого-нибудь элемента конструкции.

Немецкие реактивные самолеты Ме-163, Ar-234 (одна из модификаций) и французский опытный истребитель SE-5000 «Барудер» имели упрощенное шасси в виде убираемой посадочной лыжи.

Перед взлетом эти самолеты устанавливались на колесную тележку. Когда «обычный» самолет при разбеге достигает взлетной скорости, колеса его шасси отрываются от полосы.

Вышеупомянутые самолеты отрывались от колес, вернее от сбрасываемой колесной тележки. Посадка производилась на лыжное шасси — более простое и легкое, и на травяную полосу. У американского самолета-разведчика Локхид U-2 основные опоры шасси убирались в фюзеляж, а вот крыльевые поддерживающие опоры при отрыве от «взлетки» самопроизвольно отделялись, благодаря чему можно было взять лишних полсотни литров топлива.

В 20-е годы строили самолеты, которые сбрасывали шасси при посадке. Это так называемые «морские самолеты» — колесные самолеты, летавшие над морем, например, палубные.

Сброс шасси — вынужденная мера, она применялась потому, что когда колесный самолет совершает аварийную посадку на воду, колеса, погружаясь в воду, действуют как тормоз и самолет на большой скорости капотирует. Чтобы избежать этого, перед колесами ставили гидролыжи или гидрокрыло, либо устанавливали принудительно сбрасываемое шасси.

e4v1335q

Вдобавок фюзеляж делали водонепроницаемым, а в крыло вкладывали надуваемые баллонеты. Самолет приводнялся «на брюхо», баллонеты надувались, и самолет оставался на плаву до прибытия спасателей.

Чтобы аварийная посадка на воду была еще безопаснее, нижнюю часть фюзеляжа делали почти как у «настоящей» летающей лодки, а вместо баллонетов ставили на крыло выравнивающие поплавки.

Правда, подобных самолетов построили немного. Двигатели стали более надежными, летчики получили индивидуальные спасательные средства, а вскоре на палубных самолетах стали делать убирающееся шасси.

В 1954 году американская компания «Конвэр» построила реактивный гидросамолет-истребитель фактически без шасси. На воде он держался за счет водонепроницаемых фюзеляжа и крыла.

Взлетно-посадочной полосой для него служила вода, взлетал и садился он с помощью убирающейся гидролыжи. Как и многие другие самолеты фирмы Конвэр, «Sea Dart» (Морская стрела) был «бесхвосткой» с треугольным низкорасположенным крылом. Его летные характеристики соответствовали уровню обычных истребителей с колесным шасси.

i1wkyu33

Подобными самолетами предполагали оснащать транспортные суда, боевые корабли без взлетной палубы, подводные авианосцы, военно-морские базы, Как видим, лыжи в авиации оказались очень востребованным приспособлением.

Они помогали взлетать и садиться. До Второй мировой войны лыжи в зимнее время были непременным атрибутом самолетов. В советской авиации лыжи «продержались» дольше, чем в других странах.

Даже впервые годы Великой Отечественной войны советские истребители летали на лыжах, подтягивая их к крылу. Лыжи ухудшали аэродинамику, снижали скорость.

Смотрите также:

Что относится к медицинским отходам?

Как пользоваться дренажным насосом с поплавком http://euroelectrica.ru/kak-polzovatsya-drenazhnyim-nasosom-s-poplavkom/.

Интересное по теме: Для чего нужен пароконвектомат

Советы в статье "Экструдер - что это такое " здесь.

Временной мерой стали, так называемые взлетные лыжи, предложенные летчиком-испытателем Б.К. Кондратьевым. Взлетные лыжи надевали на колеса, вернее колеса закатывали в углубления, сделанные в верхней части лыж. На разбеге, при достижении самолетом скорости отрыва, колеса выходили из углублений — самолет улетал, а лыжи оставались на земле.


Нет комментариев

    Оставить отзыв